2011г. Аналитика. Торговые Центры Нижнего Новгорода | Открытия года
01.07.2011
Развитие рынка торговой недвижимости в Нижнем Новгороде происходило неоднородно.
До 2002 года в Нижнем Новгороде функционировало 3 торговых центра: «ЦУМ» и «Автозаводский универмаг», «Сормовские зори».
В 2000 года началось активное строительство и реконструкция объектов. Первые ТЦ появились в городе после реконструкции непрофельных объектов – это ТЦ «Аврора», «Новая Эра».
Первые качественные объекты города были запущены в Советском и Нижегородском районах в 2003 году – это ТЦ «Этажи» и ТРЦ «Шоколад». Пик ввода торговых площадей был достигнут в 2006 году, когда была запущена первая очередь суперрегионального торгового центра «Фантастика», «Золотая Миля».
В 2008 году не был открыт ни один новый торговый центр. В 2009 году был открыт ТЦ «Сокол» (ранее «Москва-Сити») и ТЦ «Seven».
В 2010 году рынок начал восстанавливаться после кризиса, были открыты бизнес-центр с торговой галереей «Лобачевский Plaza», ТЦ «Лагуна». В 2011 году запущены: торговый центр Сормовский (22000 м2 полезных площадей), «Мебельный базар» (16000 м2 полезных площадей).
В декабре 2011 года планируется открытие торгового центра «Ганза» (14600 м2 полезных площадей), торгового центра «Союзный» (8500 м2 полезных площадей) и мебельного Мебельного торгового центра на Казанском шоссе (5600 м2 полезных площадей).
В 2012 году предполагается открытие сразу нескольких торговых объектов: «РИО» (порядка 70000 м2 общих площадей), «Седьмое Небо» (около 70000 м2 полезных площадей), торгового центра «Порт» на Нижневолжской набережной (около 18000 м2 полезных площадей).
Итого, с ноября 2011 года до конца 2012 должно появиться около 150-180 тыс. торговых площадей.
Рисунок. Карта строящихся и планируемых торговых центров

Таблица. Строящиеся, проектируемые и планируемые торговые центры

Ниже приведена карта города, где обозначены существующие, строящиеся, проектируемые и планируемые торговые центры.
Торговые центры Нижнего Новгорода, включая проектируемые и строящиеся

Визуализация расположения торговых центров на карте города достаточно наглядно демонстрирует концентрацию объектов на важных связующих транспортных артериях и в центре густонаселенных районов города. Причем новые объекты должны появиться в первичных зонах доступности существующих объектов, что, безусловно, приведет к жесткой конкуренции.
Прогноз развития рынка торговой недвижимости 2012-2013
Конечно, любая агломерация торговых центров предполагает наличие внутри себя серьезной конкуренции, результатом которой является естественное «вымирание» более слабых объектов. Часто более слабые объекты – это не мелкие объекты, а объекты, имеющие непродуманную или неактуальную концепцию.
Агломерация торговых объектов («Республика», «ЦУМ», «Новая Эра», «Гордеевский универмаг») до 2013 года будет в значительной мере расширена введением двух региональных торговых центров – «РИО» и «Седьмое Небо», которые в совокупности дадут городу прирост около 110 тыс. кв. метров торговых площадей и увеличат в 2 раза объем торговых площадей в Канавинском районе. Можно уверенно прогнозировать конкурирование внутри рассматриваемой агломерации. Следствием конкуренции будет естественное перетекание находящихся внутри агломерации операторов и инерционное смещение стоимости ставок аренды. В течение нескольких лет мы прогнозируем радикальные изменения концепции и позиционирования торговых центров в Канавинском, Московском и Сормовском районах, срок эксплуатации которых превышает 5 лет. Этот процесс может быть инициирован как самостоятельно управляющими компаниями, так и носить стихийный характер, как естественный рыночный.

ТРЦ «РИО» и ТРЦ «Седьмое Небо» будут первыми торговыми комплексами регионального формата в Нижнем Новгороде. В ТРЦ «РИО», расположенном на пересечении Сормовского и Московского шоссе (сетевой девелопер ГК «Ташир») скорее всего откроются Эльдорадо, Л Этуаль, кинотеатр «Синема Стар».
В ТРЦ «Седьмое Небо», расположенном в районе «Мещерского озера» будут работать М Видео, H & M, Ашан, Касторама, фитнес клуб «Физкульт», 10-зальный IMAX мультиплекс «Синема Парк». Девелопер проекта – ГК «Столица Нижний».
Следует заметить, что открытие ТРЦ ««Седьмое Небо»» будет являться переломным моментом в развитии торговой недвижимости Нижнего Новгорода - это первый региональный объект в Заречной части. Жители нижней части города в 2012 году получат современный ТЦ, с известными якорями, качественным составом операторов, многозальным кинотеатром.
ТРЦ «РИО» и ТРЦ «Седьмое небо» являясь конкурентами друг другу, будут введены в эксплуатацию почти одновременно (апрель 2012), причем предполагается агрессивный выход на рынок каждого из них. Объекты профессионально спроектированы, имеют хороший состав арендаторов и, безусловно, будут являться «магнитом» для покупателей. В связи с этим мы ожидаем революционное перераспределение зон влияния торговых объектов Заречной части города. Ситуация на рынке изменится, другие окружные торговые объекты, такие как «Золотая Миля», «Сокол», «Сормовский» могут начать работать только на ближайшее окружение (шаговую доступность) и в буквальном смысле могут превратиться в районные. ТЦ «Новой Эра», «Аврора», «Гордеевский» вероятно столкнуться с серьезной конкуренцией и будут вынуждены менять формат. Торговые центры «Республика» и «ЦУМ», расположенные напротив железнодорожного вокзала могут потерять часть аудитории, в основном за счет покупателей на автомобилях, в связи низкой обеспеченностью объектов парковочными местами.
Следует добавить, что девелопером проекта «Седьмое Небо»» является ГК «Столица Нижний», так же, как, и функционирующего торгового центра «Республика», для которого объект «Седьмое Небо» составит серьезную конкуренцию. Это явление называется внутренним каннибализмом, когда новые объекты девелопера фактически «съедают» аудиторию существующего, попадая в его первичную и вторичную зону влияния. Та же ситуация наблюдается и с торговыми центрами ««Этажи»» и планируемым региональным объектом на площади Советской. Скорее всего, в ближайшее время девелопером будут приняты меры по актуализации позиционирования объектов и разграничения целевой аудитории.
Активно развивается и Казанское шоссе - ул. Родионова, застраиваются жилые районы, город развивается в Кстовском направлении. ТРЦ «Фантастика» является трафикообразующим объектом.
Торговый центр «Ганза» на ул. Родионова, открытие которого запланировано на декабрь 2011 года будет находится под серьезным влиянием суперрегионального ТРЦ «Фантастика». Хотя данное соседство может обернуться и положительной стороной в формировании покупательских потоков.
Возобновлено строительство ТРЦ «Легенда», ближе к ул. Касьянова (69 000 кв. метров), фактически равноудаленного от ТРЦ «Фантастика» и ТЦ «МЕГА», блокирующих покупательские потоки к объекту. В такой конкуренции ТЦ будет функционировать как районный центр, однако объект заявлен, как региональный по площади. Успешность этого проекта будет во многом зависеть от грамотной концепции и правильно сформированного пула арендаторов.
ТРЦ «Порт» на набережной ( в районе Речного вокзала) и ТЦ на пл. Советской являются актуальными и удачными по локации. Уникальность одного и необходимость второго изменят покупательские потоки Нагорной части города. Если предположить, что торговый центр «Небо» на площади Лядова откроется в заявленные сроки (2012-2013 год), то можно прогнозировать серьезные изменения миграции покупателей и изменение покупательских предпочтений. ТЦ «Этажи» и ТЦ «Шоколад» подвергнуться конкурентной атаке, устойчивость этих объектов будет зависеть от удачно найденной специализации и нишевой направленности.
Вброс на рынок большого количества торговых площадей в короткий промежуток времени может привести к временной стогнации роста арендных ставок и увеличения доли вакантных площадей.
Диаграмма. Прогнозируемый прирост площадей торговых центров по районам

Рост обеспеченности качественными торговым площадями по городу составит 144 м2 на 1000 человек или 30%, относительно 2011 года.
Согласно заявленному вводу площадей торговых центров, до конца следующего года торговая структура Нижнего Новгорода должна серьезно измениться. Вброс площадей в Канавинском районе сделает данный район лидирующим по количеству торговых площадей и обеспеченности ими. Нижегородский район сместится на вторую позицию. Можно предположить, что конкуренция между качественными торговыми объектами в значительной степени усилится в Канавинском и Нижегородском районах.
Оставить заявку на размещение в функционирующием, строющемся или проектируемом торговом центре можно здесь
Если Вы заметили ошибку в работе сайта, напишите нам, пожалуйста, по адресу info@idem-nn.ru